Поправки к Конституции. Ложка дегтя в бочке с медом
«Под шумок» борьбы с
коронавирусом несмотря на режим самоизоляции Президента РФ, Правительства и
законодательных органов в экстренном порядке стало изменяться российское
законодательство.
В частности, был создан
прецедент, когда не угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с
защитой населения от любой биологической опасности, а именно «борьба с
распространением новой коронавирусной инфекцией на территории Российской
Федерации» позволила внести изменения в порядок согласования нормативных актов,
обеспечивающие их принятие без оценки регулирующего воздействия. Об оценке
проектов нормативных актов на коррупциогенность уже вообще не идёт никакой
речи.
С одной стороны,
должностные лица, чьи действия могли быть оценены как правонарушения или
преступления по конкретным статьям КоАП РФ и УК РФ, «вышли сухими из воды», с
другой – оперативно протестирована реакция населения на
использование данного метода «в исключительных ситуациях» при внесении поправок
в Конституцию.
Не будем углубляться в
то, что Президент РФ является официальным лицом, выражающим волю лиц,
назначенных в 90-е распоряжаться национальным ресурсами; в то, что «неожиданно»
из информационного пространства вдруг исчезли ежедневно цитируемые до Нового
Китайского 2020 года лица; в то, что масс-медиа навязывают населению принятие
поправок, касающихся его прав, и замалчивают поправки, которые можно
охарактеризовать как «изменение конституционного строя».
На всякий случай, констатируем,
что:
– непрерывно
«пугающие вирусом в телевизоре» придворные артисты и политики, сами заболели;
– медики
пришли к выводу, что SARS-CoV-2 способен атаковать еще и мозг . Коронавирус
способен повреждать центральную нервную систему, из-за чего психические и
невротические расстройства могут переходить в хроническую стадию
Может быть начавшийся
театр абсурда обусловлен последствиями болезни у тех, кто имеет влияние на
Президента, но остаётся в тени?
А может быть это
продолжение ток-шоу "Звезды под гипнозом"? Только команды выполняют
должностные лица органов власти, а не артисты в студии?
А почему никто даже не говорит о потенциальной
опасности для безопасности РФ в случае "пожизненного" назначения на
должность Президента РФ в соответствии с поправками Конституции не Путина В.В.,
а "агента влияния"?
Просто зададимся
вопросом:
«Почему нужно голосовать
за поправки в совокупности, а не по отдельности?».
Ну и если власть, имея
ресурсы, не может или не хочет пояснять данный вопрос, придётся обратиться к
независящим от неё источникам.
О законности
принятия поправок
Единственным
правильным отношением к путинским поправкам в Конституцию должны быть слова «не
признаем», считает Навальный: «Эти поправки ничтожны, мы их обнулим при первой
возможности, при первом честно избранном парламенте». Он называет голосование
по поправкам незаконным и считает, что каждое изменение должно выноситься на
отдельное голосование.
«Я за
индексацию пенсий, но против обнуления сроков Путина. Атеисты против бога, но
за полномочия парламента. А верующие за бога, но против странного Госсовета», –
поясняет Навальный. Он уточняет, что сам звал бы на референдум, если бы тот
проводился, но его не проводят, вместо чего зовут на общероссийское
голосование, которого нет в законодательстве.
Политик при этом ссылается на слова
председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой. «Я думала о терминах, чтобы не
было путаницы. Давайте введем термин эксклюзивная, разовая, уникальная акция,
чтобы не было путаницы, чтобы не было ссылок на действующее законодательство»,
– говорила она в январе по поводу голосования по поправкам.
«Поэтому я абсолютно всей душой с теми, кто
хочет голосовать «против», «нет» и т. д. Можете даже и проголосовать, но смысла
это не имеет, потому что у этого голосования нет правил», – резюмирует
Навальный.
Что
предлагается
Статья 136
Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции
принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Это
значит, что для их принятия требуется не менее двух третей голосов
депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей голосов
членов Совета Федерации. Далее в статье 136 говорится, что поправки
вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти
не менее двух третей субъектов РФ.
Между тем принятый закон о поправках
предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти
не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья
статья этого закона. В ней говорится, что президент направляет
в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой,
второй и девятой главам Конституции. КС, в соответствии с данной
статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.
Если суд даст отрицательное заключение,
поправки в силу не вступают и общероссийское голосование
не проводится. Если заключение окажется положительным, вступает
в силу вторая статья закона, предусматривающая общероссийское голосование,
которое президент и назначает. Если за поправки проголосуют более
половины граждан от числа принявших участие в голосовании, поправки,
изложенные в статье 1 закона (то есть основные, в том числе
об обнулении президентских сроков Путина), вступят в силу. Если
меньше — не вступят.
Какие есть
юридические проблемыВремя
голосования
Сама
по себе идея проведения общероссийского голосования по поправкам,
вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность
конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна. Принципиальный
вопрос: в какой момент проводится голосование? Если бы оно
проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации,
но до голосования в региональных парламентах, никакого
противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют,
выражают свое мнение. И на основе волеизъявления жителей каждого
региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить
или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.
Но голосовать предлагается тогда, когда
свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок.
Если народ проголосует за, то проблемы не будет. А если против?
Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность.
Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят.
Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления
в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя
третями региональных парламентов.
Роль
Конституционного суда
Проблема
с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено
на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая
проблема. Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции
РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые
не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование
о недельном сроке. Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые
сроки.
Общероссийское
голосование вместо референдума
Статья 3
Конституции говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа
являются референдум и свободные выборы. А что такое «общероссийское
голосование»? Нигде не сказано, что оно является выражением власти народа.
На самом
деле общероссийское голосование по поправкам к Конституции подпадает
под признаки референдума, которые содержатся в российском
законодательстве. То есть по сути оно является референдумом.
Но законодатели
не называют его референдумом по вполне понятной причине: предлагаемые
правила его проведения сильно расходятся с нормами Федерального
конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Поэтому
и придумали новую сущность, Конституцией не предусмотренную.
Российское
законодательство содержит довольно обширные гарантии прав граждан
на участие в референдуме — и граждане их лишаются.
А эти гарантии касаются и проверки вопроса, выносимого
на референдум, и правил агитации за и против, и правил
финансирования такой агитации, и порядка проведения голосования
и подсчета голосов под наблюдением представителей разных политических сил,
и ответственности за нарушение закона. Вместо этого депутаты наспех
придумали коротенькие правила проведения голосования и запихнули
их во вторую статью закона о поправках.
Подробно процедура голосования должна быть
прописана в документе, который называется «Порядок подготовки
и проведения общероссийского голосования» и который должна
принять ЦИК. В том проекте, который уже принят ЦИК за основу,
сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах
и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением
голосования. В первую очередь это касается контроля за досрочным
голосованием и голосованием на дому. На это обращали внимание
несколько экспертов при обсуждении проекта в Центризбиркоме.
Что решит
в конечном счете ЦИК, неизвестно, но пока желания обеспечить такой
контроль не заметно.
Голосование
за не связанные между собой поправки
Еще одна
проблема — соответствует ли предлагаемый порядок не букве
Конституции, а демократическим принципам. Поправки представляют собой
набор никак не связанных между собой норм (или блоков норм). Сам президент
в своем послании Федеральному собранию разделил предложенные тогда
поправки на семь блоков. Но позже добавились еще поправки,
с этими блоками не связанные.
Тем самым
президент явно нарушил положение Федерального закона «О порядке принятия
и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»,
которое требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции
охватывались взаимосвязанные изменения конституционного текста (так, между
прочим, было в 2008 году, когда два не связанных друг с другом
блока поправок вносились двумя разными законопроектами). Из-за этого гражданам
предлагается голосовать либо за, либо против всего пакета поправок. И те,
кто поддерживает одни поправки, но не приемлет другие, будут лишены
возможности выразить свою волю.
В ЦИК
голосование за весь пакет поправок уже сравнили с комплексным
обедом.
Но это
не совсем точная аналогия. Все-таки человек, пришедший на комплексный
обед, чаще всего четыре блюда и желает. А если не съест одно,
то никто насильно засовывать его в рот не будет. Кремлевские
политтехнологи, наоборот, стараются прицепить то, что не пользуется
поддержкой, к предложениям, имеющим популярность. Возможности отказаться
от чего-то не предполагается. Но в этом случае
ни общество, ни власть не узнают, какие именно поправки
действительно поддержаны гражданами сознательно, а какие пошли, что
называется, в нагрузку.
Каждую из
предложенных поправок в Конституцию нужно рассматривать отдельно,
а к наблюдению за
голосованием следует привлечь самый широкий круг общественных организаций,
отметил обозреватель ИА REGNUM Михаил Демурин в среду, 26 февраля, комментируя обсуждение
поправок.
В среду
президент России Владимир Путин встретится с участниками рабочей группы по
подготовке изменений в Конституцию. Днём ранее в Госдуму поступили поправки,
регламентирующие процедуру общенародного голосования по этим поправкам.
«Та картина
процедуры голосования по поправкам в Конституцию нашей страны, которая
складывается в настоящий момент, мне не нравится.По содержанию я не могу
согласиться с принципом голосования за все поправки кучей. Буду рад ошибиться,
но, похоже, нам собираются навязать именно этот принцип. Многие из тех, с кем
мне пришлось говорить о поправках в последнее время, отвергнут такой подход,
отказавшись участвовать в голосовании или проголосовав против. Голоса надо
собирать за каждую поправку отдельно, а потом оставить в законопроекте только
те из них, которые наберут более половины, а лучше — более двух третей голосов.
Второй момент
— форма, организация процесса голосования. Наблюдение за голосованием по такому
важному вопросу — а он, согласитесь, важнее, скажем, выборов депутатов
Государственной думы — только силами Общественной палаты РФ и региональных
общественных палат мне представляется ущербным. К наблюдению необходимо
допустить самый широкий круг общественных организаций и партий. Электронному
голосованию я вообще не верю.
В последнее
время всё более активно звучит тезис о том, что предстоящее голосование должно
быть основано на законе о референдуме и что все закреплённые в нём нормы в
части, касающейся агитации, наблюдения за ходом голосования и ответственности
за фальсификацию, должны распространяться на общероссийское голосование. Я этот
тезис полностью поддерживаю», — отметил Михаил Демурин.
«Под шумок» борьбы с коронавирусом несмотря на режим самоизоляции Президента РФ, Правительства и законодательных органов в экстренном порядке стало изменяться российское законодательство.
В частности, был создан
прецедент, когда не угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с
защитой населения от любой биологической опасности, а именно «борьба с
распространением новой коронавирусной инфекцией на территории Российской
Федерации» позволила внести изменения в порядок согласования нормативных актов,
обеспечивающие их принятие без оценки регулирующего воздействия. Об оценке
проектов нормативных актов на коррупциогенность уже вообще не идёт никакой
речи.
С одной стороны,
должностные лица, чьи действия могли быть оценены как правонарушения или
преступления по конкретным статьям КоАП РФ и УК РФ, «вышли сухими из воды», с
другой – оперативно протестирована реакция населения на
использование данного метода «в исключительных ситуациях» при внесении поправок
в Конституцию.
Не будем углубляться в
то, что Президент РФ является официальным лицом, выражающим волю лиц,
назначенных в 90-е распоряжаться национальным ресурсами; в то, что «неожиданно»
из информационного пространства вдруг исчезли ежедневно цитируемые до Нового
Китайского 2020 года лица; в то, что масс-медиа навязывают населению принятие
поправок, касающихся его прав, и замалчивают поправки, которые можно
охарактеризовать как «изменение конституционного строя».
На всякий случай, констатируем,
что:
– непрерывно
«пугающие вирусом в телевизоре» придворные артисты и политики, сами заболели;
– медики
пришли к выводу, что SARS-CoV-2 способен атаковать еще и мозг . Коронавирус
способен повреждать центральную нервную систему, из-за чего психические и
невротические расстройства могут переходить в хроническую стадию
Может быть начавшийся
театр абсурда обусловлен последствиями болезни у тех, кто имеет влияние на
Президента, но остаётся в тени?
А может быть это
продолжение ток-шоу "Звезды под гипнозом"? Только команды выполняют
должностные лица органов власти, а не артисты в студии?
А почему никто даже не говорит о потенциальной
опасности для безопасности РФ в случае "пожизненного" назначения на
должность Президента РФ в соответствии с поправками Конституции не Путина В.В.,
а "агента влияния"?
Просто зададимся
вопросом:
«Почему нужно голосовать
за поправки в совокупности, а не по отдельности?».
Ну и если власть, имея
ресурсы, не может или не хочет пояснять данный вопрос, придётся обратиться к
независящим от неё источникам.
О законности принятия поправок
Единственным
правильным отношением к путинским поправкам в Конституцию должны быть слова «не
признаем», считает Навальный: «Эти поправки ничтожны, мы их обнулим при первой
возможности, при первом честно избранном парламенте». Он называет голосование
по поправкам незаконным и считает, что каждое изменение должно выноситься на
отдельное голосование.
«Я за
индексацию пенсий, но против обнуления сроков Путина. Атеисты против бога, но
за полномочия парламента. А верующие за бога, но против странного Госсовета», –
поясняет Навальный. Он уточняет, что сам звал бы на референдум, если бы тот
проводился, но его не проводят, вместо чего зовут на общероссийское
голосование, которого нет в законодательстве.
Политик при этом ссылается на слова
председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой. «Я думала о терминах, чтобы не
было путаницы. Давайте введем термин эксклюзивная, разовая, уникальная акция,
чтобы не было путаницы, чтобы не было ссылок на действующее законодательство»,
– говорила она в январе по поводу голосования по поправкам.
«Поэтому я абсолютно всей душой с теми, кто
хочет голосовать «против», «нет» и т. д. Можете даже и проголосовать, но смысла
это не имеет, потому что у этого голосования нет правил», – резюмирует
Навальный.
Что
предлагается
Статья 136
Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции
принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Это
значит, что для их принятия требуется не менее двух третей голосов
депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей голосов
членов Совета Федерации. Далее в статье 136 говорится, что поправки
вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти
не менее двух третей субъектов РФ.
Между тем принятый закон о поправках
предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти
не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья
статья этого закона. В ней говорится, что президент направляет
в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой,
второй и девятой главам Конституции. КС, в соответствии с данной
статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.
Если суд даст отрицательное заключение,
поправки в силу не вступают и общероссийское голосование
не проводится. Если заключение окажется положительным, вступает
в силу вторая статья закона, предусматривающая общероссийское голосование,
которое президент и назначает. Если за поправки проголосуют более
половины граждан от числа принявших участие в голосовании, поправки,
изложенные в статье 1 закона (то есть основные, в том числе
об обнулении президентских сроков Путина), вступят в силу. Если
меньше — не вступят.
Какие есть юридические проблемыВремя голосования
Сама
по себе идея проведения общероссийского голосования по поправкам,
вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность
конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна. Принципиальный
вопрос: в какой момент проводится голосование? Если бы оно
проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации,
но до голосования в региональных парламентах, никакого
противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют,
выражают свое мнение. И на основе волеизъявления жителей каждого
региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить
или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.
Но голосовать предлагается тогда, когда
свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок.
Если народ проголосует за, то проблемы не будет. А если против?
Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность.
Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят.
Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления
в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя
третями региональных парламентов.
Роль Конституционного суда
Проблема
с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено
на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая
проблема. Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции
РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые
не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование
о недельном сроке. Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые
сроки.
Общероссийское голосование вместо референдума
Статья 3
Конституции говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа
являются референдум и свободные выборы. А что такое «общероссийское
голосование»? Нигде не сказано, что оно является выражением власти народа.
На самом
деле общероссийское голосование по поправкам к Конституции подпадает
под признаки референдума, которые содержатся в российском
законодательстве. То есть по сути оно является референдумом.
Но законодатели
не называют его референдумом по вполне понятной причине: предлагаемые
правила его проведения сильно расходятся с нормами Федерального
конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Поэтому
и придумали новую сущность, Конституцией не предусмотренную.
Российское
законодательство содержит довольно обширные гарантии прав граждан
на участие в референдуме — и граждане их лишаются.
А эти гарантии касаются и проверки вопроса, выносимого
на референдум, и правил агитации за и против, и правил
финансирования такой агитации, и порядка проведения голосования
и подсчета голосов под наблюдением представителей разных политических сил,
и ответственности за нарушение закона. Вместо этого депутаты наспех
придумали коротенькие правила проведения голосования и запихнули
их во вторую статью закона о поправках.
Подробно процедура голосования должна быть
прописана в документе, который называется «Порядок подготовки
и проведения общероссийского голосования» и который должна
принять ЦИК. В том проекте, который уже принят ЦИК за основу,
сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах
и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением
голосования. В первую очередь это касается контроля за досрочным
голосованием и голосованием на дому. На это обращали внимание
несколько экспертов при обсуждении проекта в Центризбиркоме.
Что решит
в конечном счете ЦИК, неизвестно, но пока желания обеспечить такой
контроль не заметно.
Голосование за не связанные между собой поправки
Еще одна
проблема — соответствует ли предлагаемый порядок не букве
Конституции, а демократическим принципам. Поправки представляют собой
набор никак не связанных между собой норм (или блоков норм). Сам президент
в своем послании Федеральному собранию разделил предложенные тогда
поправки на семь блоков. Но позже добавились еще поправки,
с этими блоками не связанные.
Тем самым
президент явно нарушил положение Федерального закона «О порядке принятия
и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»,
которое требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции
охватывались взаимосвязанные изменения конституционного текста (так, между
прочим, было в 2008 году, когда два не связанных друг с другом
блока поправок вносились двумя разными законопроектами). Из-за этого гражданам
предлагается голосовать либо за, либо против всего пакета поправок. И те,
кто поддерживает одни поправки, но не приемлет другие, будут лишены
возможности выразить свою волю.
В ЦИК
голосование за весь пакет поправок уже сравнили с комплексным
обедом.
Но это
не совсем точная аналогия. Все-таки человек, пришедший на комплексный
обед, чаще всего четыре блюда и желает. А если не съест одно,
то никто насильно засовывать его в рот не будет. Кремлевские
политтехнологи, наоборот, стараются прицепить то, что не пользуется
поддержкой, к предложениям, имеющим популярность. Возможности отказаться
от чего-то не предполагается. Но в этом случае
ни общество, ни власть не узнают, какие именно поправки
действительно поддержаны гражданами сознательно, а какие пошли, что
называется, в нагрузку.
Каждую из предложенных поправок в Конституцию нужно рассматривать отдельно,
а к наблюдению за
голосованием следует привлечь самый широкий круг общественных организаций,
отметил обозреватель ИА REGNUM Михаил Демурин в среду, 26 февраля, комментируя обсуждение
поправок.
В среду
президент России Владимир Путин встретится с участниками рабочей группы по
подготовке изменений в Конституцию. Днём ранее в Госдуму поступили поправки,
регламентирующие процедуру общенародного голосования по этим поправкам.
«Та картина
процедуры голосования по поправкам в Конституцию нашей страны, которая
складывается в настоящий момент, мне не нравится.По содержанию я не могу
согласиться с принципом голосования за все поправки кучей. Буду рад ошибиться,
но, похоже, нам собираются навязать именно этот принцип. Многие из тех, с кем
мне пришлось говорить о поправках в последнее время, отвергнут такой подход,
отказавшись участвовать в голосовании или проголосовав против. Голоса надо
собирать за каждую поправку отдельно, а потом оставить в законопроекте только
те из них, которые наберут более половины, а лучше — более двух третей голосов.
Второй момент
— форма, организация процесса голосования. Наблюдение за голосованием по такому
важному вопросу — а он, согласитесь, важнее, скажем, выборов депутатов
Государственной думы — только силами Общественной палаты РФ и региональных
общественных палат мне представляется ущербным. К наблюдению необходимо
допустить самый широкий круг общественных организаций и партий. Электронному
голосованию я вообще не верю.
В последнее
время всё более активно звучит тезис о том, что предстоящее голосование должно
быть основано на законе о референдуме и что все закреплённые в нём нормы в
части, касающейся агитации, наблюдения за ходом голосования и ответственности
за фальсификацию, должны распространяться на общероссийское голосование. Я этот
тезис полностью поддерживаю», — отметил Михаил Демурин.
Комментарии
Отправить комментарий
Комментировать