Манипуляция массовым сознанием при агитации за поправки в Конституцию


 Российским информационным агентством  "Новости" 29.06.2020 в сети Интеренет была опубликована статья "ВЦИОМ: около 76% россиян поддержали поправки за четыре дня голосования".


Адрес статьиhttps://ria.ru/20200629/1573605970.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Заголовок подытоживает результаты еще не законченного голосования и распространяет своё действие на все население Российской Федерации, в то время  как в содержании статьи представлены результаты выборочного исследования, т.н. экзитпола ВЦИОМ.

Согласно данным экзитпола:
Опрос 163 124 человека проводили анонимно на 800 избирательных участках в 25 регионах.
Согласно опросу, 76 процентов от 163124 человек поддержали поправки в Конституцию, 23,6 процента - проголосовали против, испортили бюллетень - 0,4 процента.

Результаты выборочного исследования являются не количественной характеристикой, к которой апеллирует РИА "Новости" в названии своей статьи, а качественной, характеризующей тенденцию голосования.

Попробуем разобраться.
Соответствует ли заголовок официального авторитетного издания действительности?
Делает ли ссылку издание на термин «экзитпол ВЦИОМ»?
Какой термин можно применить, характеризуя издание?
За кого издание или его владельцы или заказчики статьи принимают население России?

1. Около 70,6% россиян это сколько?
Это 146748600 х 70,6 / 100 = 103604511,6

2. На самом же деле в исследовании приняло 163 124 человек.
Округленно это 163 124 х 100 / 146748600 = 0,11116 %

3. Сколько реально ответивших о том, что проголосовали «за поправки»?
163 124 х 70,6 / 100  =  1151665, 544
И вот от этого числа и нужно брать процент.
Итак, сколько же «россиян поддержали поправки в Конституцию»?
1151665, 544 х 100 / 146748600 = 0,0788%

Что это?
А это как минимум фейк-ньюс.
А как максимум?
А как максимум – это «Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений» и самое главное – это подтверждение вывода о манипуляции власти массовым сознанием.

Извинится или нет издание перед пользователями сети Интернет, за то, что выдаёт желаемое за действительное, наверное уже не имеет значение.
Авторитетное издание скатилось к уровню «желтой прессы».

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ef9cbff9a794716b7d8b089?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

29.06.2020


ВЦИОМ при публикации данных экзитполов по голосованию по поправкам в Конституцию России руководствовался принципом «все, что не запрещено, разрешено». Об этом «РИА Новости» сообщил глава ВЦИОМа Валерий Федоров.


«Интерес к результатам голосования настолько велик, что мы решили обнародовать промежуточные результаты», — пояснил он.

Федоров также выразил уверенность, что промежуточные данные позволят всем желающим сверить свои ощущения с точными результатами, а аналитикам — сделать более обоснованные суждения насчет итогов голосования.



В работе С.А. Зелинского "Манипулирование массовым сознанием /2014" данный метод описывается так:  При помощи опросов происходит подмена подлинного осознания индивидуальных мнений моделированием "мнения общественного". Опросы создают искусственный персонаж общественной жизни (усредненный образ индивидов), к которому надо стремиться и которому надо соответствовать. Опросы связаны с превентивным воздействием, нацеленным на укрепление власти путем апеллирования к воле масс.

То есть публикации результатов экзитпола ВЦИОМ на деле была осуществлена с целью манипуляции общественным сознанием, для того, чтобы 99,9 процентов населения поддержала мнение "виртуального" большинства.

Стоп!


Но это же "Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в  общероссийском голосовании" (ст. 141 УК РФ). При этом деяние можно рассматривать как "соединенное с обманом", как "совершенное лицом с использованием своего служебного положения", а также "совершенное группой лиц по предварительному сговору".



https://news.mail.ru/politics/42369606/?utm_campaign=main&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru

29.06.2020

"Насколько законно публиковать результаты экзитпола, если раньше данные опросов на выходе с участков оглашали только после полного завершения голосования? На вопрос Business FM ответила глава ЦИК Элла Памфилова:

— К сожалению, у нас законом не регулируется эта проблема, у нас нет никаких рычагов, чтобы это запрещать. Единственное, наша просьба была, чтобы не оглашали свои результаты, данные экзитполов, по крайней мере до того момента, когда закончится голосование. Но это только то, что мы могли дать как рекомендацию. Других рычагов у нас, к сожалению, нет.

— Получается, что в законе это вообще не прописано, то есть фактически здесь нет нарушений?

— Да, в законе о всероссийском голосовании это не прописано, точно так же, как не прописано регулирование агитации, и всяк свободен агитировать «за», «против», так, как он считает нужным, это только то, что мы себе этого не позволяем как избирательная система. Разного рода викторины, опросы — это все за пределами нашей компетенции. Самое главное, что я жестко очень стараюсь держать, — это наша территория, вне наших территорий, вне наших помещений голосования, и ни в коем случае в этом не участвуют наши члены избирательных комиссий. Все остальное за пределами [помещений], оно в свободном полете".

Видимо данное обстоятельством "совершенно неожиданно для власти" позволило с февраля месяца 2020 года по центральным каналам телевидения "вести агитацию" по социальным поправкам, полностью исключив упоминание о поправках, связанных с  конституционным устройством государства.


Более подробно о том, какие методы использует власть для манипуляции массовым сознанием:




Стоит напомнить.
В 2012 году вопрос о манипуляции массовым сознанием с использованием СМИ поднимался в публикациях:



Отвлекитесь от политических предпочтений и сразу поймёте "физику процесса".

Комментарии