Юрий Апухтин: Образ будущего России, какой он?

 



Материал Юрия Апухтина несомненно будет полезен и тем, кто, определяет национальную идею, и тем, кто предлагает различные методы её достижения.

Образ жизни любого народа определяется его национальной идентификацией и национальным самосознанием, характеризуемых совокупностью идеалов, мировосприятием и социальными идеями, которые сформированы данной национальной общностью. На основе мировосприятия возникает национальная идея как функция целеполагания, определяющая образ будущего общества, в котором этот народ хотел бы жить, и как цель, к которой надо стремиться.

Любая идея ― это определенное целеполагание и вектор движения к конкретной цели. Национальная идея в качестве такой цели для общества ставит образ будущего, определяющего смысл социального поведения людей. По своей сути жизнь человека и общества бессмысленна без движения к конкретной цели. В этой связи национальная идея должна быть естественным порождением самой жизни, отражать ее смысл и главные черты, сплачивающие общество.

Национальная идея определяет мировоззренческий уровень общества, объединяющий территорию, народ и государство и разрешающий политические, экономические, социальные, идеологические и религиозные интересы социальных групп, а также способствующий формированию национального самосознания и самоидентичности.

Говоря об обществе, надо понимать, что оно состоит из разных классов, у которых разные, а порой и несовместимые интересы. В связи с этим национальной идеи, удовлетворяющей абсолютно всех, в принципе не может быть, для овладения массами идея должна опираться на подавляющее большинство общества и те социальные группы, которые будут видеть в ней реализацию своих интересов. Никакая идеология не может возникнуть и развиваться, если не будет выражать чьи-то интересы. Без серьезной опоры на консолидированную социальную базу и поддержку влиятельных сил любая национальная идея обречена на неудачу.

При этом надо иметь в виду, что опора должна производиться не на низшие и самые обездоленные слои общества, как понимали это коммунисты, опиравшиеся на пролетариат и бедное крестьянство. При реализации национальной идеи опора должна быть на наиболее достойных «разночинных» представителей социума, осознающих себя частью русской национальной общности и объединенных идеей отстаивания русского самосознания и идентичности. Именно они в силу своей убежденности, знаний, опыта и понимания путей развития общества способны реализовать русскую национальную идею.

Государство, как и общество, также не может существовать без цели, его граждане, естественно, хотят понимать, к чему призывает и куда ведет их правящий класс и какое государство он строит. К тому же граждане должны чувствовать себя участниками этого процесса, быть проникнуты духом созидания, оптимизма, поиска и решимости преодолеть любые трудности во имя достижения поставленной цели. Национальная идея должна выступать в качестве консолидирующей силы и стратегии национального развития социума.

Обществу надо представить образ будущего не в формате мифической идеи, а в виде набора конкретных ценностей, способов и возможностей для гражданина достичь того положения в обществе, которого он заслуживает и в котором будет получать удовольствие от жизни.

В качестве примера можно привести сталинский рывок в 30-е годы прошлого века, когда, несмотря на голод, повальную нищету, раскулачивание, репрессии, общество с энтузиазмом строило новый строй, обеспечивший небывалый подъем образования, культуры, науки, промышленности, где каждому была предоставлена возможность проявить себя. Общество в своем большинстве верило в образ будущего, пусть и мифический, и стремилось достигнуть этой цели. Сталинская элита при массовой поддержке общества смогла поднять страну и довести ее от сохи до атомной бомбы и космоса, благодаря чему Россия и сегодня находится в клубе великих держав.

Представляя образ будущего, необходимо четко артикулировать его основополагающие принципы и пути их достижения. Все это формируется под воздействием свойственных конкретной национальной общности традиционных ценностей и при сохранении складывающегося веками на базе этих ценностей уклада жизни.

Система ценностей национальной общности формируется в виде идей, смыслов и образов, характеризующих мир, в котором эта общность хотела бы жить, а также в виде духовных принципов и способов воплощения их в жизнь. У каждого народа свои традиционные ценности. Я уже писал о русских традиционных ценностях и их принципиальной несовместимости с западными, суть которых в следующем.

Русские традиционные ценности сложились под влиянием института общины со своими принципами и основами социальной организации, где заложен коллективистский цивилизационный код с приоритетом защиты общественных, а не личных интересов, при которых общество, в свою очередь, должно защищать интересы индивида. Индивид при этом оценивается по личному вкладу в общее дело и рассматривается с точки зрения полезности для общества.

В связи с коллективистской формой идентичности и коллективистской социальной организацией общества, в отличие от индивидуалистской на Западе, русская система ценностей предполагает путь развития не на основе индивидуального потребительства, а на созидании духовных и материальных благ в интересах общества и личности, главенства общих интересов (соборности) над индивидуальными, на противодействии проповеди свободы как абсолюта и ограничении прав индивида его обязанностями перед обществом.

Отсутствие сакрализации частной собственности, ведущей к социальному неравенству, формировало русские духовно-нравственные ценности в плоскости социальной справедливости, в отличие от западных с их корыстью и потребительством за счет другого. Отсюда и тяга русского человека к справедливости и социальному государству, предполагающему иную национальную идею.

Традиционные русские ценности уходят корнями в историческую самобытность и соборность народа, в связи с чем русская национальная идея характеризуется господством солидарности, исключительным приоритетом общего над индивидуальным, преобладанием объединения над разделением, интеграции над дифференциацией, и в этом суть русскости. В ее основе лежит опора на сильные стороны человека: стремление к совершенству, самопознанию, независимости, готовности к испытаниям и самопожертвованию, а не на его слабости: стремление к богатству, потреблению и наслаждению (основа западного общества).

Национальная идея должна исходить и опираться на национальную идентификацию народа, идейной и духовной основой которой является национальная идеология, формирующая цели национального движения, указывающая пути и средства их достижения и характеризуемая совокупностью системных политических, социальных и религиозных взглядов, которые выражают интересы определенных социальных групп и классов. Это своего рода квазирелигия ― система идей, вырабатывающая параметры взаимодействия и объединения членов общества.

Национальная идеология определяет в том числе и национальные интересы в сфере государственной власти, которые должны быть направлены на усиление мощи государства и обеспечение достойного уровня жизни его граждан и на практике реализовываться властью. Определенная социальная группа или класс, взявшая власть под знаменами национальной идеологии, переводит ее в статус государственной идеологии и всей мощью государственной машины навязывает обществу. Внедрение и навязывание определенной идеологии является одним из эффективных способов реализации своих интересов отдельными классами.

Без четкой государственной идеологии не может быть системности государственного управления, поскольку размыто целеполагание такого государства и общества, с чем сталкивается сейчас Россия. Захватившая власть после развала Союза компрадорская элита навязала российскому обществу либеральную идеологию с ее индивидуалистскими ценностями, при этом вписав в конституции, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной». Хорошо известно, что формальное отсутствие идеологии далеко не значит, что ее нет.

В рамках этой парадигмы российскому обществу навязывается противоречащая его менталитету и традиционным ценностям идеология и общественный строй, ведущие к размыванию смыслового стержня, отсутствию души народа и образа будущего, к которому надо стремиться. Общество не получает от власти ответов на главные вопросы: какая цель развития этого государства, к чему оно стремится, кого защищает и что должно быть получено в итоге?

Попытка правящего класса навязать обществу западные либеральные ценности и сформировать на этой базе новую русскую идентичность по объективным причинам потерпела крах. Для сознания русского человека либерализм асоциален и противоестественен, поскольку при нем социальная справедливость просто аморальна. Либеральная ценностная база с ее индивидуализмом для русского человека чужда, без коллективистского начала никакая национальная идея в России не может прижиться. Поэтому навязываемый правящим классом либеральный дискурс отвергается обществом и безвозвратно уходит, остается традиционалистский и социальный дискурсы, свойственные для российского общества.

Русский народ, как никто другой, пассионарен, он народ-победитель и созидатель и не может прислуживать. Суверенность ― одна из основных черт русского характера. Он готов идти на жертвы во имя идеи, ради чего стоит жить и искать смысл существования, а для этого нужны сильные смыслы, способные поднимать его и вести вперед. Ему как воздух нужны победы. И не случайно по соцопросам до 90 процентов населения России дороги идеи Дня Победы, Бессмертного полка и возвращения Крыма.

Во имя таких дней русские на многое способны, русская мечта базируется на таких захватывающих дух грандиозных проектах, как Град Китеж, построение общества будущего, покорение Сибири или прорыв в космос. Для русского человека главное ― причастность к общему правому делу, для него миг торжества Победы ― венец мечтаний. Именно такая национальная идея, отстаивающая интересы русской национальной идентичности и цементирующая социальную базу, может сплотить общество во имя достижения этой цели.

Русская национальная идея, как и у других народов, базируется на мечте. Если у американцев индивидуалистская мечта «сделай себя сам», то у русских ― «жить в сильном и справедливом государстве». У русского человека ценностная база ― справедливость, поэтому он исторически особо чувствителен к вопросам социальной несправедливости. Его национальной идеей является построение общества социальной справедливости и сильного и экономически процветающего государства (цивилизации), целью которого является обеспечение благополучия и защиты своих граждан. Именно такой образ будущего видит человек с русской идентичностью, осознающий свои традиционные ценности.

В массовом сознании русского народа превалируют идеи, на которых всегда строилась русская мечта. Это ярко выраженные чувства соборности, приверженности идеям сильного государства как «общего дела», исключающего дискриминацию по социальному статусу, где успешный и счастливый гражданин является его основой.

Национальная идея построения государства «русской мечты» должна стать смысловым и идейным стержнем общества. В российской империи такой стержень представляла русская триада графа Уварова ― «Православие. Самодержавие. Народность», отражающая единство государства, власти и общества. На современном этапе триаде можно придать иное звучание ― «Суверенность. Традиции. Справедливость», что предполагает независимость российской государственности, русские традиционные ценности и социальную справедливость для всех граждан, а лозунг «За Веру, Царя и Отечество!» трансформировать в лозунг «За Родину, Честь и Справедливость!»

В основе русского мировоззрения лежит идея социальной справедливости, предполагающая, что «справедливость ― это когда каждый в обществе занимает положенное ему место». Не то, что человек хочет, а то, чего заслуживает. Социальная справедливость ― это не равенство всех и во всем, а создание условий для развития творческих возможностей личности, предоставление равных прав и возможностей всем социальным слоям проявить себя и добиться соответствующего статуса в обществе. В этом может заключаться идеологический, нравственный и социальный смысл русской формулы будущего.

Русский народ всегда связывал свои надежды на лучшую жизнь прежде всего с «соборным» государственным целеполаганием, ориентированным на общенациональные задачи и цели, которые предполагают солидарность общества. В отличие от народов западной цивилизации, исповедующих индивидуализм, личный успех и свободу, русские одержимы объединительной идеей, базирующейся на переплетении личного и державного интереса, в основе которого лежит соборная сакральность. Для русского человека «духовные скрепы» и традиционные ценности всегда составляли основу его мировоззрения. Ему же пытаются навязать неприемлемый либерализм с его индивидуализмом в качестве национальной идеи и процветающим обществом для избранных.

Сегодня известны три национальные идеи социальной организации общества: либерализм (капитализм), нацизм (фашизм) и социализм (коммунизм). Первые две в принципе неприемлемы для русского общества из-за индивидуализма или господства одной нации над другими, социализм советского образца также далеко не во всем устраивает российские социальные группы.

Механизмом реализации национальной идеи является внедрение модели политического, экономического и социального устройства государства, отвечающего образу будущего, к которому стремится общество. Модель должна отвечать интересам разных слоев общества и объединять их во имя реализации национальной идеи. Это наиболее сложная задача поиска компромисса, когда отдельные слои должны поступаться частью своих интересов для достижения согласия в обществе.

Общество должно не бороться с богатыми, а искать способы ликвидации бедности. В обществе могут быть и богатые, но при этом созданы условия, когда заработанное, а не ворованное богатство неизбежно трансформируется в капитал и вкладывается в развитие отечественной экономики и работает на общество. Далеко не все согласятся с такой моделью, государству придется применять силу принуждения к несогласному меньшинству или создавать условия для эмиграции в так любимый ими либеральный рай. Меньшинство должно принимать позицию большинства или реализовывать свои идеи в другом месте.

Такое государство и общество можно построить только на духовно- нравственных смыслах и принципах. Поэтому одной из главных задач является воспитание духовного и ответственного за свою страну гражданина и нового поколения элиты и чиновничества, для которых смысл жизни не в стяжательстве, а служении Отечеству.

Эти смыслы могут основываться на синтезе православных духовно нравственных принципов и социалистической системы хозяйствования или других механизмов, в том числе доказавших свою эффективность элементов капитализма, таких как конкуренция и формы частной собственности, которые не противоречат основной идее построения справедливого общества. Необходимо искать способы и механизмы реализации образа будущего с учетом накопленного положительного и отрицательного опыта развития русского и других народов.

Русская национальная идея и образ будущего предполагают созидание форм общественной жизни, объединяющих, а не разделяющих народы. В противовес либеральной идеологии потребительства, в которой весь мир, в том числе и Россия, рассматривается как источник ресурсов и дохода Запада, русская национальная идея предлагает антилиберальную концепцию мироустройства на иной ценностной базе с использованием коллективистской формы социальной организации, исключающей господство либерального индивидуализма. С учетом того, что будущее будет определять не столько борьба экономик, сколько борьба идей построения общества, интеллектуальные и духовные потребности неизбежно будут превалировать над потребительством, править должен не желудок, а мозг, естественно, желудок при этом должен быть наполнен.

Фактически русская национальная идея ― это реинкарнация на новом социальном уровне идей «красного проекта», пытавшегося не совсем удачно реализовывать идею построения общества социальной справедливости. Она также имеет и глобальный характер и всегда будет привлекательна для других народов, поскольку предполагает альтернативное концептуальное видение образа будущего глобального мира в противовес либерализму с его стремлением к глобализму.

Россия является стержнем русской цивилизации со своей национальной идеей и может предложить свой геополитический проект с увлекательным образом будущего, стать генератором смыслов, идей, образов и примером политической и социальной организации общества для других народов. При этом Россия прежде всего должна будет реализовать эту модель у себя и доказать ее неоспоримые преимущества.

Юрий Апухтин

Комментарии