Об автоматизация вызовов врача на дом для предотвращения "отказа в обслуживании" системы здравоохранения (обновлено 17.03.2021)

 В публикации "Потеря управления" или "перегруженность медицины"?  от 20 октября 2020 года был сделан вывод о том, что «Наращивание медицинских сил и средств при отсутствии грамотно организованной системы управления является не только выбрасыванием «денег на ветер», но и создаёт реальную угрозу жизни и здоровью населения». В публикации были показаны не только основные недостатки системы управления, но и направление, обеспечивающее их устранение .

Исходя из того, что современные (или «эффективные»?) менеджеры в системе здравоохранения, буквально поклоняются «цифровизации», «трансформации», «оптимизации», «реформированию», оставаясь «очень-очень-очень» далеко от понимания самих основ управления, многие из них «перегруженность медицины» считают не постоянным, а временным фактором, реагирование на который в текущей ситуации нецелесообразно.

Вот как отвечает на данный вопрос в эксклюзивном интервью информационному изданию vgoroden.ru Министр здравоохранения Нижегородской области Д.В. Мелик-Гусейнов.


https://www.vgoroden.ru/statyi/intervyu-melika-guseynova

«Я такой же пользователь системы здравоохранения, как и остальные, знаю, что можно и нужно менять. Но представьте себе, что вся эта реформа запущена параллельно с пандемией. Что мы получим? Очень неприятную ситуацию, когда и людей надо спасать (причем, с использованием тех ресурсов, которые у нас сейчас есть), и новую систему здравоохранения строить (а это означает кардинальную перезагрузку существующей системы). Наш поезд летит в бешеном ритме. Как на такой скорости поменять вагоны? Это приведет к катастрофе».

Другими словами, в период, когда «сконструированные» менеджерами процессы управления не только «плохо работают», но реально угрожают жизни и здоровью населения и «перегружают медицину», парализованные страхом непосредственные виновники хаоса под благовидными причинами уходят от принятия решений.

Изменится ли ситуация с организацией управления, если кресло одного чиновника по решению вышестоящих лиц «частно-государственного партнерства» будет передано другому, более «эффективному менеджеру»?

Нет. Не изменится.

Помогут ли «крики о помощи» в социальных сетях, фото и видео с «трупами», «колоннами скорой помощи», «разоблачениями», призывы к «свержению режима» и т.п.?

Да нет, конечно же.

Нагнетание психоза с использованием СМИ – это не решение проблемы, а путь к нагнетанию социальной напряженности, которая не выгодна ни власти, ни населению.

К тому же, управленец любого уровня принятия решения сможет аргументировать свою позицию примерно следующим:

«Мы в самом начале пандемии оценили свои силы и средства и сосредоточили направление основных усилий на расширении коечного фонда инфекционных стационаров и их технической оснащенности.

Мы довели до каждого гражданина по всем имеющимися у нас информационным каналам данные о рисках, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических мер защиты.

Мы не вправе принимать эти риски вместо гражданина и ограничивать его в правах и свободах, закрепленных в Конституции.

Граждане, проигнорировавшие наши предупреждения, приняли риски и непосредственно несут за это ответственность.

Власть не принуждает граждан:

– летать на отдых за границу, посещать развлекательные мероприятия;

– находиться без гигиенических масок в местах массового скопления населения.

Власть не заставляет граждан из группы риска покидать места самоизоляции.

Власть не устраняется от оказания помощи и окажет её с использованием имеющихся медицинских сил и средств».

Ну, право, люди, что вы как дети малые!

Сколько им родители не твердят о последствиях «лизания металла на морозе» - всё равно нужно попробовать. Ну и? Попробовали? «Прилипли»? 

Видно это психологическая особенность большинства из нас – учиться на своих ошибках.

От ошибок не застрахованы ни те, кто во власти, ни те, кем она руководит.

Избежать ошибок возможно, если совместно созидать и «конструировать» процессы управления.

А теперь – непосредственно о «перегруженности медицины» и предложениях, позволяющих устранить имеющиеся недостатки в организации управления здравоохранением.

В публикации "Потеря управления" или "перегруженность медицины"?  был сделан вывод о том, что лицами, строившими процессы управления здравоохранением:

– не оценена пропускная способность средств связи и физические возможности принимающих вызовы операторов в поликлиниках;

– не организованы резервные каналы связи пациентов, операторов и врачей;

– не оценены наличие и физические возможности выезжающих на вызовы участковых врачей;

– не оценены наличие и физические возможности выезжающих для забора проб специалистов;

– не оценено наличие средств передвижения участковых врачей и специалистов;

– не сопоставлена скорость передачи данных посредством бумажного и электронного документооборота;

– не организовано централизованное распределение между вызовами участковых врачей и вызовами скорой помощи к пациентам средней и большой тяжести заболевания;

– не организовано совместное посещение пациентов на дому участковыми врачами и специалистами, осуществляющими забор проб.

Не многие поняли, что речь шла о том, что текущая ситуация аналогична DDoS-атаке на вычислительную систему с целью создания условий, при которых пользователи системы не смогут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам, либо этот доступ будет затруднён. Атака проводится в том случае, если требуется вызвать отказ в обслуживании хорошо защищённой крупной компании или правительственной организации (прим. – в нашем случае система здравоохранения). Большой наплыв пользователей приводит к превышению допустимой нагрузки и как следствие – к реализации угрозы «отказ в обслуживании» для части из них.

Вопрос о лицах, строивших процессы управления здравоохранением, и силах, которые стояли (стоят) за этими лицами, оставим для рассмотрения компетентным специалистам. Хотя, ради "спортивного интереса" можно ознакомиться с материалом, приведенным по ссылке:

https://zen.yandex.ru/media/burckina_new/ob-otvetstvennosti-chinovnikov-za-optimizaciiu-mediciny-v-rossii-5fa4015647a34812ce4e718f

Полностью защититься от DDoS-атак на сегодняшний день невозможно, так как совершенно надёжных систем не существует.

Наиболее приемлемой аналогией, позволяющей устранить «перегруженность медицины», являются следующие методы противодействия DDoS-атакам:

– Предотвращение. Нужно вовремя устранить причины DDoS-атак, после этого сделать выводы, чтобы избежать таких атак в будущем.

– Устранение уязвимостей. Данная мера нацелена на устранение ошибок в системах и службах.

– Наращивание ресурсов. Абсолютной защиты, естественно, не дает, но является хорошим фоном для применения других видов защиты от DDoS-атак.

– Рассредоточение. Построение распределённых и дублирование систем, которые не прекратят обслуживать пользователей, даже если некоторые их элементы станут недоступны из-за DoS-атаки.

Принятие решений по конкретной проблеме предусматривает рассмотрение нескольких вариантов и выбор наиболее оптимального из них. Это общеизвестная практика управления. Поэтому, пытаясь «загрузить менеджера своими проблемами» будьте готовы или представить на рассмотрение несколько решений или дождаться, когда менеджеру дополнительно представят ещё не менее двух вариантов. Скромно промолчим о том, что самостоятельное творчество «эффективного менеджера» как правило ограничено возможностями просмотра «публикуемых в его планшете» готовых решений.

Предлагается (можно считать это концептами технических заданий):

1. Аналогично единым службам 101, 102, 103 сделать единую службу вызова врача на дом. Регион и населенный пункт обращающегося определяется в автоматическом режиме.

Количество операторов первой линии и полоса пропускания телекоммуникационного канала должна обеспечить время ожидания обратившегося в службу не более 30 секунд.

Ожидание «первого освободившегося» оператора и «выбор из меню» исключается.

Доступ к службе должен дублироваться через приложения обмена сообщениями, аналогичными WhatsApp и Viber и интернет-сайт.

Оператор первой линии службы уточняет согласно разработанной матрицы вопросов фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, контактные данные, первичный анамнез устно обратившегося. Сообщает обратившемуся реквизиты его запроса посредством устного доведения и (или) дублирования в виде СМС (сообщения в WhatsApp и Viber). Исходя из особенностей анамнеза устанавливает приоритет посещения пациентов участковым врачом.

Информационная система единой службы в автоматическом режиме доводит обратившемуся по указанным контактным данным сведения о прохождении запроса по всем стадиям.

В телефонном режиме при недозвоне в течение 60 секунд предусматривается повторение звонка не менее пяти раз через каждые пять минут.

При вызове врача через сайт, обращающийся сам, вместо оператора первой линии, заполняет поля матрицы вопросов.

При невозможности технической реализации решения, позволяющего в автоматическом режиме по адресу обратившегося передать данные о пациенте в поликлинику для вызова участкового врача и – в службу, осуществляющую забор проб (при подозрении на опасное инфекционное заболевание), обращение передаётся оператору второй линии. Оператор второй линии выполняет данный функционал в автоматизированном режиме и выполняет передачу на третью линию.

Оператор третьей линии в поликлинике – с учетом утвержденного главным врачом графика и времени, предусмотренного на осмотр одного пациента, и приоритета посещения формирует для конкретных участковых врачей список пациентов («зеленый список»).

Программное обеспечение клиентской части третьей линии должно обеспечивать редактирование последовательности сформированного списка, исходя из наилучшего маршрута движения («с учетом пробок»).

При количестве пациентов, превышающем физическую возможность участкового врача по оказанию помощи, данные о них («желтый список») автоматически передаются на четвертую линию.

Оператор четвертой линии получив «желтый список», формирует «красные списки» для специально сформированных районных внештатных резервных служб врачей (фельдшеров) общей помощи, исходя из их оснащенности, времени, предусмотренного на осмотр одного пациента, и приоритета посещения.

Программное обеспечение клиентской части четвертой линии должно обеспечивать редактирование последовательности сформированного списка, исходя из наилучшего маршрута движения («с учетом пробок»).

Сведения о пациентах, сверх «красного списка» направляются в территориальное Министерство здравоохранения для принятия управленческого решения о наращивании сил и средств и оказании пациентам необходимой помощи подчиненными силами и средствами.

Пациент в присутствии участкового врача направляет со своего коммуникационного устройства на номер (адрес) единой службы вызова врача на дом сообщение с определенной цифровой комбинацией. Система регистрирует сообщение и убирает в архив обращение о вызове врача.

Сведения об обращениях, не убранных в архив, направляются системой в адрес главного врача поликлиники и территориального Министерства здравоохранения для принятия управленческого решения об оказании пациентам необходимой помощи.

В мирное время работа системы может быть визуализирована на сайте территориального Министерства здравоохранения с необходимым для принятия решения периодом обновления.

Проектирование подобной государственной информационной системы персональных данных должно выполняться исходя из необходимости защиты персональных данных, касающихся состояния здоровья, с учетом категории объекта критической информационной инфраструктуры.

2. Функционирование автоматизированной системы единой службы 103 также может быть доработана, исходя из следующих требований: время ожидания обратившегося в службу не более 30 секунд, время прибытия экипажа «скорой помощи» к пациенту (радиус действия) – не более 5 минут, для пациентов за пределами городской черты – не более 30 минут.

Указанные критерии достигаются заблаговременным рассредоточением экипажей на местах несения дежурства (стационарные посты). Посты друг от друга должны быть удалены на радиус действия. Такая расстановка на местности позволит осуществить перекрытие зон действия экипажей и повысит эффективность их работы.

Для постов должны быть выделены отапливаемые помещения с необходимыми условиями жизнеобеспечения. Помещения должны быть размещены в зданиях, в которых обеспечивается круглосуточная физическая защита (станции скорой помощи, органы управления МВД и МЧС, больницы, учебные заведения).

3. Наращивание подвижного состава возможно осуществить за счет «аренды легкового автомобиля с водителем» (см. ОКПД2 и ОКВД2).

Увеличение количества специалистов, оказывающих первичную медицинскую помощь и забор биоматериала возможно осуществить  посредством привлечения во вне учебное время студентов профильных специальностей по согласованию с руководством высших и средних медицинских учебных учреждений. Данная деятельность может быть учтена как «учебная практика».

Увеличение количества операторов возможно осуществить привлечением студентов гуманитарных специальностей (пример – «связь с общественностью»; «журналистика»), а также лиц, обеспечивающих работу выборных комиссий, «живых линий» и т.п.

4. Для самостоятельного ознакомления с результатами анализа реквизиты заказа на проведение, наименование лаборатории и её контактные номера должны доводиться пациенту лицами, осуществляющими забор биоматериала как на дому, так и в поликлинике.

В автоматическом режиме результаты анализа должны из лаборатории «прикрепляться» к данным, внесенным в единую службу вызова врача на дом.

5. Единая служба записи на приём ко врачу в поликлинику могла бы позволить решить вопрос с очередями в регистратурах и на приём к конкретному специалисту.

Разграничение должно быть по критерию первичный прием (болен, не болен); вторичный приём (продолжение болезни, выписка, закрытие больничного).

Следует признать, что электронная запись на прием ко врачу, о которой так много говорилось в своё время – в государственных поликлиниках не работает. Думаю, что основная причина снова аналогична DDOS-атакам – пациентов много, а специалистов мало (или вообще нет).

Поэтому наверное нельзя обойти вопрос об оплате труда медицинских специалистов первичного звена. Условия работы в поликлиниках и оплата труда этих специалистов не соответствуют условиям и оплате, действующим в организациях, оказывающих платные медицинские услуги. Отток специалистов из поликлиник в эти организации существенно подрывает возможности оказания закрепленной в Конституции бесплатной медицинской помощи населению.

На уровне государства должны быть приняты следующие решения:

– оплату труда специалистов в поликлиниках должна быть не менее «начальной максимальной цены» от оплаты таких же специалистов в организациях, оказывающих платные медицинские услуги, плюс соответствующие надбавки (звание, должность, участок, вредность, переработка, совмещение и т.п.);

- выпускники медицинских образовательных учреждений должны быть территориально распределены по государственным медицинским учреждениям в интересах системы здравоохранения. Уже на этапе поступления абитуриент должен знать о том, что в течение пяти-семи лет после получения диплома, он не сможет ни уволиться, ни работать в платной клинике. Нарушение контракта должно повлечь штрафные санкции в сумме, потраченной на обучение для тех, кто обучался на бюджетной основе, и аннулирование диплома – для тех, кто обучался на платной основе.

Учитывая текущую эпидемиологическую ситуацию менеджеры всех уровней системы здравоохранения получили уникальный шанс в «учебно-боевых» условиях доказать свою не мнимую, а действительную эффективность. 

Не нужно ждать «прихода Эболы» или ещё какой-то смертельно-опасной заразы – нужно действовать и устранять «перегруженность медицины» предотвращением DDOS-атак на систему управления. Бездействие преступно!


17.03.2021, спустя пять месяцев

В Южно-Сахалинске стали пристальнее следить за скорыми cообщает Sakhalin.info

На станции скорой помощи Южно-Сахалинска усовершенствовали систему мониторинга за спецавтомобилями. Место нахождения машины, время бригады в пути теперь стало проще контролировать. Эта работа призвана сократить время приезда медиков к пациентам.

400 вызовов в день в среднем выполняют специалисты скорой помощи по всей области. Система мониторинга позволит не упустить из вида ни один из них. Графический интерфейс визуализирует каждый вызов. На экране монитора видно не только маршрут, при необходимости появляется дополнительная информация — экстренность вызова, характер обращения, данные пациента, расстояние.

— Раньше использовалось одновременно две-три программы. Теперь есть единое информационное пространство — все данные на одной карте. Иногда на южно-сахалинскую станцию поступают звонки из разных районов. Например, звонит пациент из Охи, и диспетчер сможет оперативно перенаправить вызов на охинскую станцию, — пояснила исполняющая обязанности главного врача южно-сахалинской станции скорой помощи Ирина Салахутдинова.





Благодаря новым алгоритмам удалось разрешить ситуацию с вызовами для жителей Троицкого, Новотроицкого и Мицулевки. На основании данных мониторинга за этими населенными пунктами закрепили станцию Южно-Сахалинска.

Водитель скорой помощи Руслан Сагидулин считает хорошей мерой усиленный контроль за спецтранспортом.

— Бывает, во время вызова поступает информация о ЧП. Бригаду необходимо перенаправить на другой объект. Если диспетчер будет видеть всю картину, это спасет чью-то жизнь. В таких ситуациях счет идет на секунды, — поделился водитель.

Процесс усовершенствования службы продолжится с открытием нового здания станции скорой помощи. В одном корпусе, помимо станции, расположится центр медицины катастроф, будет создана единая диспетчерская. Такая структура позволит оптимально использовать ресурсы служб экстренного реагирования и повысит доступность медицинской помощи для жителей области, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на пресс-службу областного правительства.


Комментарии