Закон о всероссийском голосовании. Работа над ошибками. Запрещение незаконной агитации

 

     Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

История вопроса:

При голосовании о поправках в Конституцию «совершенно неожиданно» для власти было установлено, что законом не регулируется проблема публикации результатов экзитполов.

Со слов главы ЦИК Эллы Памфиловой: «В законе о всероссийском голосовании это не прописано, точно так же, как не прописано регулирование агитации, и всяк свободен агитировать «за», «против», так, как он считает нужным, это только то, что мы себе этого не позволяем как избирательная система. Разного рода викторины, опросы — это все за пределами нашей компетенции».

В статье «Манипуляция массовым сознанием при агитации за поправки в Конституцию» были сделаны следующие выводы:

«При помощи опросов происходит подмена подлинного осознания индивидуальных мнений моделированием "мнения общественного". Опросы создают искусственный персонаж общественной жизни (усредненный образ индивидов), к которому надо стремиться и которому надо соответствовать. Опросы связаны с превентивным воздействием, нацеленным на укрепление власти путем апеллирования к воле масс» (С.А. Зелинский "Манипулирование массовым сознанием /2014).

То есть публикации результатов экзитпола ВЦИОМ на деле была осуществлена с целью манипуляции общественным сознанием, для того, чтобы 99,9 процентов населения поддержала мнение "виртуального" большинства.

Данное деяние может быть определено как «распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений», а также как «воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в  общероссийском голосовании" (ст. 141 УК РФ)»При этом деяние можно рассматривать как "соединенное с обманом", как "совершенное лицом с использованием своего служебного положения", а также "совершенное группой лиц по предварительному сговору".

Выводы оказались близки к истине. О таком подарке законодательства любая оппозиция власти могла только мечтать.


И власть была вынуждена приступить к работе над ошибками

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки в законодательство, которые позволят блокировать распространение предвыборной агитации с нарушением закона.

В соответствии с поправками у Центральной и региональных избирательных комиссий появится право обращаться в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения в интернете агитационных материалов, изготовленных и распространяемых с нарушением законодательства о выборах.

У владельца ресурса, после того как он получит соответствующее уведомление, будут сутки, чтобы добровольно удалить противоправный контент.

Также в третьем чтении были приняты поправки в КоАП о повышении административной ответственности за нарушение предвыборной агитации.

Для граждан штрафы за агитацию в «день тишины» и в запрещенных местах вырастут с нынешних одной-полутора тысяч до пяти-двадцати тысяч рублей. Для должностных лиц новые штрафы составят 30–50 тысяч рублей (вместо нынешних двух-пяти тысяч), для юридических — от 100 тысяч рублей до полумиллиона (в настоящее время 20–100 тысяч рублей).

Аналогичные повышенные штрафы грозят за изготовление агитационных материалов с нарушением установленных законом требований и за нарушения при размещении предвыборной агитации.

В пояснительной записке к законопроекту говорится: «В настоящее время в качестве площадки для распространения агитационных материалов все большее значение приобретают информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть "Интернет". При этом у избирательных комиссий отсутствует действенный механизм реагирования при обнаружении в информационно-телекоммуникационных сетях информации либо агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Законопроект дает право Роскомнадзору по запросу Центризбиркома и региональных избиркомов блокировать со дня назначения выборов до истечения пяти дней после объявления их результатов предвыборную агитацию, размещенную в интернете с нарушением избирательного законодательства (например, агитация в «день тишины» или публикация социологических опросов накануне выборов).

Видимо осознав какого подарка её лишили, в предверие осенних выборов оппозиция при поддержке «иноагентов» начала истерить подобно персонажу «Бриллиантовой руки»: 

«Шеф, всё пропало, всё пропало! Гипс снимают, клиент уезжает…»


Комментарии