О количестве и качестве российских нормативных актов верхнего уровня

o-kolichestve-i-kachestve-rossijskikh-normativnykh-aktov-verkhnego-urovnya

Факт увеличения количества опубликованных нормативных актов позволяет судить о манипуляции законодательством как во вред, если качество актов плохое, так и во благо, если в новых актах удаляются «логические бомбы», установленные в рамках международных проектов иностранными консультантами и «агентами влияния»

https://nefedjev.blogspot.com/2021/03/blog-post_7.html


В российской действительности как правило «количество» находится в прямой противоположности с «качеством». Примеры данного утверждения можно перепроверить самостоятельно.

Как правило количественными показателями оправдывается эффективность деятельности органов власти.

Одной из функций всех органов власти является нормотворчество. Опасными тенденциями в этом случае в целом является:

– оценка эффективности органа власти по количеству опубликованных нормативных актов;

– утверждение нормативных актов без оценки последствий их применения (прогноз, модель) или проведение оценки последствий после начала применения;

– отсутствие или подготовка оценки содержания нормативных актов на наличие так называемых «коррупциогенных факторов» заинтересованными лицами;

– подмена научно-обоснованных определений с однозначно понимаемым смыслом некими «понятиями», являющимися плодом фантазии исполнителей нормативных актов;

– использование разных «понятий» в различных нормативных актах для обозначения одного и того же смысла.

Многие, «вершащие закон от имени государства», не видят (или не хотят видеть?) того, что указанные тенденции являются уязвимостями, которые в любой момент времени могут быть использованы с целью создания ущерба для человека, организации, общества и для государства.

«Вершащие закон» не осознают, что непрерывное увеличение количества нормативных актов позволяет судить о возможной манипуляции законодательством.

Сущность и методы манипуляции законодательством уже рассматривались в этом блоге.

«Под шумок» борьбы с коронавирусом несмотря на режим самоизоляции Президента РФ, Правительства и законодательных органов в экстренном порядке стало изменяться российское законодательство.

В частности, был создан прецедент, когда не угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с защитой населения от любой биологической опасности, а именно «борьба с распространением новой коронавирусной инфекцией на территории Российской Федерации» позволила внести изменения в порядок согласования нормативных актов, обеспечивающие их принятие без оценки регулирующего воздействия. Об оценке проектов нормативных актов на коррупциогенность уже вообще не идёт никакой речи» («Поправки к Конституции. Ложка дегтя в бочке с медом»).

«… в условиях постоянного изменения правил игрокам тяжело (если вообще возможно) выработать долгосрочные стратегии или хотя бы спланировать свои действия: новые правила воспринимаются как временный компромисс. Если так часто меняющееся законодательство и приводит к стабильности, то только для своих – для тех, кто эти поправки и вносит» («Искусство манипуляции законодательством на примере поправок к Конституции»).

Читатель вправе заподозрить автора в предвзятости, поэтому предлагаю составить более подробную картину по данному вопросу и ознакомиться с другими материалами по данному вопросу.

В период с 01.01.1994 по 31.07.2016 "количество принимаемых парламентом законов год от года растет, и россияне просто не успевают подстраиваться под новые "правила игры". А хаотичная правка действующих кодексов усложняет ведение бизнеса. Так, например, правки в НК вносятся в среднем раз в две недели, в КоАП – каждые десять дней. К таким выводам пришли эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, которые проанализировали изменения в федеральном законодательстве за последние два десятилетия. Бороться с нестабильностью регулирования они предлагают разными способами: от "гуманного" выстраивания диалога между фракциями при обсуждении инициатив до "тотального" моратория на правку действующих законов".

Исследование показало, что "сейчас качество утверждаемых в России законов оставляет желать лучшего, отмечают специалисты. Их сложно адекватно применять и выполнять, что провоцирует все новые правки. Ведомства штампуют законопроекты, стремясь как можно оперативнее выполнить президентские поручения, а экспертам отводят мизерный срок для оценки законодательных инициатив (иногда заключение нужно подготовить фактически за день). В итоге в Думу попадают "сырые" законопроекты, которые стремительно проходят через конвейер трех парламентских чтений: нередко они принимаются в первом чтении за один день, а на внесение поправок отводится максимум неделя. По сути стадия обсуждения, в рамках которой можно было бы обнаружить и ликвидировать недочеты, пропускается".

Статистический анализ федерального законодательства за период с 01.01.1994 по 31.07.2016 можно скачать по адресу: https://cpur.ru/research_pdf/Federal_Legislation_Statistical_Analysis.pdf.

Впрочем, факт увеличения количества опубликованных нормативных актов позволяет судить о манипуляции законодательством как во вред, если качество актов плохое, так и во благо, если в новых актах удаляются «логические бомбы», установленные в рамках международных проектов иностранными консультантами и «агентами влияния».

Казалось бы, что за четыре года после вскрытия угрожающей гражданам, обществу и государству уязвимости, будут приняты соответствующие меры, и "бешенный принтер" будет остановлен.

Не тут-то было.

Оценка ситуации на период 2021 года приведена ниже.

Иван Бегтин поднял очень актуальную тему - о количестве принимаемых в России нормативно-правовых актов (НПА) верхнего уровня. Я тоже слежу за нормативкой, но только по узкому кругу интересных мне тем. А Иван пашет широким фронтом.

Что циничного я могу добавить к тексту Ивана? Только свое циничное мнение о качестве нормативки.

Наши НПА напоминают советско-российские «Жигули» - их производят много, но они никому, кроме жителей нашей страны (и то - очень ограниченного контингента жителей внутри Садового кольца) не нужны. Если самое известное определение «Жигулей» это «ведро с болтами», то большинство наших НПА можно смело называть «шреддер с буквами». Именно шреддер - потому что конкретная связность этих букв в слова и фразы зачастую не увеличивает количество смысла. Точно так же, как болты в ведре не становятся надежным механизмом.

Сколько НПА принимают наши органы власти? В августе прошлого года я уже писал [1] про базу Lawstats [2] которую я в свободное время веду на data.world.

И я тогда ещё писал прогноз о количестве новых НПА мои оценочные прогнозы к концу года:  4000 РП, 2500 ПП, 800 УП и 600 ФЗ

Пора проверить этот прогноз:

- Постановления Правительства (ПП): в 2020 году - 2469 против 1960 в 2019 году. Разница в 509, а то есть рост +25,97%. Я почти угадал!

- Распоряжения Правительства (РП): в 2020 году - 3710  против 3273 в 2019 году. Разница в 437, а то есть рост +13,36% но менее прогнозируемых мной 4000 РП, хотя и близко

- Указы Президента РФ (УП): в 2020 году - 822  против 604 в 2019 году. Разница 218, а то есть рост +36,09%. Это просто таки чудо, но даже больше чем я предполагал

- Федеральные законы (ФЗ): в 2020 году 543 - против 444 в 2019 году. Разница в 99, а то есть рост +22,3% . Я прогнозировал 600 ФЗ, но увы, не дотянули наши законодатели и пока не побит рекорд 2018 года в 572 принятых законов.

У меня руки не дошли (с) посмотреть ещё и на НПА ФОИВов, ну да кто-то рано или поздно и без меня подсчитает статистику.

Что-то я всем этим, конечно, хочу сказать, но главную мысль которую я хочу донести в том что когда мы наконец-то прекратим быть петроимперией/нефтяной сверхдержавой, то пора уже поручить экспортному центру научиться торговать интеллектуальным трудом нормотворцев по созданию регуляторных документов на заказ.

Ссылки:

[1] https://t.me/begtin/2067

[2] https://data.world/infoculture/lawstats

Комментарии